Почему на выборах мы поддаемся манипуляциям политтехнологов?

В ЧЕМ ДЕЛО?

В психологии есть понятие «эффекта ложного согласия». Нам кажется, что большинство окружающих думают и чувствуют так же, как мы сами. Соответственно, мы предполагаем, что другие люди ориентируются на близкие нам ценности и идеалы. EtCetera с помощью политического эксперта Владимира ФЕСЕНКО выяснял, как этот эффект работает в сфере политики.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПОЛИТИКАМИ?

Под действие эффекта ложного согласия попадают многие политики. Чем выше статус и чем больше полномочий у человека, тем сильнее он подвержен воздействию этого стереотипа.

Политики ошибочно считают, что обладают всей необходимой информацией и убеждены в том, что их позицию разделяет большая часть населения. Со временем эти представления приводят их к неправильным решениям и ошибкам в государственной политике.

КАК ОБСТОИТ ДЕЛО С ИЗБИРАТЕЛЯМИ?

Граждане тоже склонны сливаться с мнением большинства, но несколько иным способом. Они не думают, что остальные с ними солидарны, а начинают сами поддерживать популярную идею или кандидата. Это происходит из-за того, что люди не любят чувствовать себя маргиналами и «белыми воронами».

Например, граждане не хотят голосовать за «аутсайдеров». Многие считают, что отдать голос за непроходного кандидата – значит проголосовать впустую. Поэтому, даже если человеку нравится непопулярный кандидат, он с большой вероятностью проголосует за другого кандидата, которого поддерживает большинство.

КАК «УБЕЖДАЮТ» ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

Политтехнологи умело используют желание человека не выделяться из толпы. Особенно ярко это заметно во время предвыборной агитации. Например, задолго до выборов публикуются данные якобы объективных соцопросов, которые подтверждают лидерство «нужного» кандидата.

Политтехнологи не только подталкивают избирателя к нужному им решению, но и мягко успокаивают его совесть. Такой избиратель, сделав выбор, не чувствует дискомфорта: он считает, что поступил верно, проголосовав за «топового» кандидата.

НОВОЕ ПЛАТЬЕ КОРОЛЯ

Другой психологический эффект, оказывающий влияние на политику, это эффект теплой ванны. Так называют ситуацию, когда политиком манипулируют люди из его же окружения.

Действует это так: приближенные к политику знают, что он ошибается и неверно воспринимает ситуацию. Но об истинном положении дел ему не говорят, потому что не хотят расстраивать его или попасть «под горячую руку». Постепенно все начинают лгать политику либо подстраиваться под его мнение.

НЕДООЦЕНИЛИ

В качестве одного из самых свежих примеров можно привести ситуацию с действующим Президентом. Сам Петр Порошенко и часть его штабистов попали в плен тезиса, что большинство украинских граждан – рьяные национал-патриоты, а главная проблема для Украины – опасность российской агрессии. Эти темы политтехнологи Порошенко выставили на первый план.

Однако в обществе сильнее оказались другие настроения. Во-первых, сам Президент и его окружение не чувствовали того, что люди крайне негативно воспринимают социальные проблемы последних лет (особенно высокие тарифы). Политики этого не ощущают: они живут в другом мире и не имеют понятия о том, как выжить на несколько тысяч гривен в месяц.

Во-вторых, большая часть населения устала от войны: люди хотят, чтобы ситуация изменилась.

Несмотря на то, что Порошенко знал о своем высоком антирейтинге, он считал, что настроения людей навеяны СМИ и их можно изменить. Однако Президент сильно недооценил масштабы негативных эмоций по отношению к себе. В итоге он проигрывает Владимиру Зеленскому с огромным разрывом.

Source: Feed #2

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *