Почему молодежь ничего не хочет? Как использовать опыт Японии

Японцев обычно ставят в пример всему миру как трудолюбивую и целеустремленную нацию. Но около 10 лет назад сами японцы начали замечать, что с их молодежью что-то не так. Молодое поколение совсем не похоже на своих родителей, и до чего оно доведет страну – непонятно. EtCetera выяснял, какие черты характера  нынешних 30-летних пугают японских стариков.

ТО ЛИ ПРОСВЕТЛЕННЫЕ, ТО ЛИ РАССЛАБЛЕННЫЕ. Термин «поколение сатори», как и само это явление, относительно новый. Впервые его использовали в 2010 году после выхода книги Таку Ямаока «Молодежь, которая ничего не хочет». Слово «сатори» в переводе с японского означает «просветление». Параллельно используют и другой термин – «ютори сэдай», то есть «свободное (расслабленное) поколение». Несмотря на достаточно нейтральный окрас терминов, применяют их обычно, чтобы подчеркнуть свое негативное отношение к представителям молодежи.

К поколению сатори относят молодых людей, которые родились со второй половины 1980-х годов до 2002-2004 годов. Они окончили школу в период между 2002 и 2013 годами и сегодня должны были бы уже стать «молодой кровью»  японской экономики, родителями и надеждой старшего поколения на безбедную старость. Но этого не произошло.

Сам Таку Ямаока описал это поколение так: «Они не ездят на машинах. Они не хотят брендовых вещей. Они не занимаются спортом. Они не пьют спиртные напитки. Они не путешествуют. Любовь им безразлична». Но факт, что в трудолюбивой Японии появилось «расслабленное поколение», – объясним.

Почему молодежь ничего не хочет? Что не так? Как использовать опыт ЯпонииНАЧАЛОСЬ СО ШКОЛЫ. Обратной стороной академических успехов японских школьников был огромный стресс, который выливался в нервные срывы, асоциальное поведение (хикикомори), суициды и травлю слабых в учебе одноклассников. Чтобы спасти детей от такой участи, уже в 1990 годах школьную программу начали постепенно упрощать (учили меньше иностранных слов, разрешали пользоваться калькуляторами и даже число π начали писать как «3»), а учебную неделю сократили с шести до пяти дней. У школьников появилось больше свободного времени, которое они начали проводить на улицах и в компьютерных клубах. Отсюда распространившееся среди старшего поколения мнение о том, что «нынешняя молодежь – сплошные бездельники». В начальных классах оценки не ставили, домашние задания не задавали, детей старались не ругать и воздерживались от критики в их адрес.

Уже в 2000-х годах от этой практики начали отказываться. Но дети, которые сформировались в период упрощенной программы, успели стать взрослыми, не приемлющими критики и требующими дополнительных разъяснений даже в самых простых ситуациях.

Почему молодежь ничего не хочет? Что не так? Как использовать опыт ЯпонииНИЧТО НЕ ГАРАНТИРУЕТ СТАБИЛЬНОСТИ. Вторым фактором формирования имиджа «расслабленных» стало то, что на глазах этого поколения в стране разразился колоссальный экономический кризис. 1990-е годы в истории Японии называют «потерянным десятилетием». Стремительный экономический рост предыдущих лет сменился долгим периодом застоя, сокращением производства и банкротством многих предприятий. Поколение сатори воспитывалось в условиях жесткой экономии и неуверенности в завтрашнем дне. Их родители постоянно работали и не находили время на своих детей.

Когда внутренние экономические проблемы Японии были решены, и экономика начала показывать стабильный рост, разразился новый, уже мировой кризис.

Молодежь поняла, что даже в такой стране как Япония – развитой и стабильной – люди не застрахованы ни от чего. А значит, стремления к чему-то большему – бессмысленны. Ни семья, ни карьера, ни материальные блага уже не могли заинтересовать это поколение и стать стимулом для упорной учебы и тяжелого труда.

ВСЕМ ДОЛЖНЫ. Третий фактор – усиливающееся социальное давление на трудоспособных. Так как продолжительность жизни в Японии большая, а уровень рождаемости очень низкий, с каждым годом нагрузка на трудоспособное население возрастает. Им нужно не только обеспечивать себя и поддерживать экономику, но и содержать пенсионеров-долгожителей. Понимание того, что их делают ответственными за благополучие других поколений, вызывает сопротивление и неприятие.

Почему молодежь ничего не хочет? Что не так? Как использовать опыт ЯпонииКАКИЕ ОНИ В РАБОТЕ? Работодатели характеризуют представителей поколения сатори как безынициативных и глуповатых молодых людей, которым ко всему нужна инструкция, которые не терпят критики, боятся тяжелого труда и не хотят думать своей головой. Такие сотрудники не держатся за свое рабочее место, хотя ранее работа в одной компании в течение всей жизни была в Японии пределом мечтаний для многих. Они опаздывают и не видят в этом ничего плохого, хотя традиционно считается хорошим тоном прийти на работу минимум за 10-15 минут.

Еще молодых сотрудников отличает отсутствие пиетета перед старшими, а Япония известна своими формами вежливой речи и уважением к старшим коллегам.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ? Япония уже пытается смягчить демографический удар по экономике и намерена привлекать в страну больше рабочих рук. А родители поколения сатори все еще не оставляют надежд на то, что их дети станут «нормальными», поэтому ищут им спутников жизни, работу, помогают им материально. Но этим они только усугубляют ситуацию.

Японские психологи и социологи говорят о том, что нынешние 30-летние – это уникальное поколение, выросшее в комфорте, но при этом видевшее самые неприглядные стороны гонки за благополучием. Они уже не изменятся и никогда не станут такими же целеустремленными тружениками, как их родители. Более того, есть риск, что с годами все больше представителей сатори будут становиться затворниками и жить за счет своих близких, так как чрезмерная забота только способствует этому.

Source: Feed #2

Add a Comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *